Назад к списку

21.07.18. Очередная афалина убита траловыми сетями

   19 июля в 14:40 мы приблизились к сейнеру с названием "Обь" (IМО №6923773, ТК 0369, порт приписки - Темрюк), который осуществлял промысел рыбы в акватории Судака. В момент нашего визита рыбаки уже подтянули сеть к судну и осуществляли выборку, а мы заметили внутри приподнятого мешка хвост мертвой афалины (вы можете увидеть его на фотографиях ниже - разглядеть сквозь мелкую ячею проблематично, однако, отдалившись от экрана, вы увидите силуэт хвоста). Все то, что происходило далее, идеальным образом иллюстрирует романтику взаимоотношений китообразных и рыбаков - "людей моря, очень остро переживающих каждую подобную трагедию" и далее по тексту...
   Буквально за несколько секунд успев промелькнуть в сети, труп дельфина вместе с тяжёлым рыбным месивом потянулся вверх, а мы немедленно принялись прозванивать надзорные инстанции. Заподозрив неладное, рыбаки поспешно выгрузили улов на палубу, а ее, увы, сфотографировать или рассмотреть с нашей точки обзора нереально (слишком высокая). Деловито посмотрев на дельфина среди вываленной рыбы и услышав ироничное "не забудьте выкинуть за борт", люди моря смеялись и веселились, а один из них, испытав, видимо, внезапный порыв неконтролируемого вдохновения, даже захотел нам попозировать, и повернувшись задом, продемонстрировал свою пятую точку... Да-да, морская романтика - она такая, только мы, любители ценить прекрасное, на сей раз ее совсем не оценили.
   Дальше - больше. Иногда мы замечаем за сейнерами такие выходки, как ускоренный подъем сетей, а после, как говорится, "педаль в пол" и корабль на полной скорости стремительно уходит за горизонт, легко отрываясь от преследования, будь то переполненные катера с туристами или, тем более, наша надувная лодка (что было сделано и в этот раз). Если прятать нечего, то зачем вот так брать и впопыхах сбегать средь бела дня? Учитывая то, что в другие моменты они (будучи уверенными, что запретных к вылову животных в сетях нет) спокойно выбирают трал на глазах у десятков людей, прямо у берега?
   Никто не должен видеть, как с судна сбрасывается труп краснокнижного дельфина. Никто не должен зафиксировать смерть, никто не должен показать ее вам. Ни одна живая душа не должна узнать об этом, в том числе и потому, что, согласно все тем же Правилам рыболовства по Азово-Черноморскому бассейну, в случае прилова краснокнижного животного рыбаки обязаны остановить промысел и на 24 часа покинуть участок акватории. Что сделала Обь? С утопленной афалиной на палубе она рассекает на полной скорости, уходя от фотокамер, а на горизонте (чтобы уж наверняка не догнали ребята на резиновой лодке) останавливается, избавляется от трупа, отряхивает сети, и... Разворачивается, идет обратно, забрасывает трал и продолжает лов на том же участке.
   Ни сообщить о случившемся пограничникам и дежурному Росприроднадзора (как мы выяснили в ходе разговора с ними же), ни остановить промысел в акватории добытчики рыбы не посчитали нужным, а дельфин и вовсе "был выпущен в живом виде". Однако подъем сетей из воды длится более часа, афалина задерживает дыхание на 8 минут (максимум - 12 минут). Странно, что рыбаки (да нет уж, давайте не будем скромничать, - буквально воспетые в веках морские волки), имеющие такой богатый опыт наблюдения за китообразными, ничего об этом не знают, да и совершенно не важно, что при подъеме сетей животное не подавало никаких признаков жизни. И зачем выпускать так, чтобы никто не увидел - почему бы не поделиться триумфом с окружающими?
   Афалины задыхаются в тралах постоянно, но засечь эти случаи непосредственно в моменты подъема и выгрузки сетей невероятно трудно - гораздо чаще мы находим уже выброшенных в море мертвых животных (свежих, не успевших окоченеть) в тех точках, где велся лов. При этом на телах абсолютно всегда обнаруживаются характерные телесные признаки - раздробленный рострум и содранная кожа на верхней кромке спинного плавника - такие следы остаются, когда дельфин таранит мешок изнутри.
   Как оказывать противодействие? Мы считаем необходимой мерой установку онлайн-камер на палубах рыбопромысловых судов и постараемся лоббировать такую инициативу, а до того момента единственным эффективным рычагом является осуществление съемки с воздуха, для чего необходим дрон. В скором времени мы запустим обособленный сбор средств, направленный исключительно на приобретение дрона для таких целей.